Мой сайт
Главная | | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » 2014 » Июнь » 10 » Петр кривоногов деятельность художников митрофана грекова. Воинская слава России
    07:16

    Петр кривоногов деятельность художников митрофана грекова. Воинская слава России





    (классный час, посвящённый 65-летию Великой Победы)

    Цели:

    • Расширить представление ребят о Великой Отечественной войне;
    • Воспитывать уважение к героическому прошлому страны, пробуждать сочувствие к людям старшего поколения;
    • Формировать положительную оценку таких нравственных качеств, как самопожертвование, героизм, патриотизм;
    • Формировать активную жизненную позицию, побуждать ребят к активному сопротивлению попыткам очернить историю страны.

    Форма проведения: час памяти.

    Подготовительная работа:

    - за 1-2 недели до классного часа настроить ребят, предупредить, что готовится «час памяти», в котором каждый должен принять участие;
    - задание каждому студенту – назвать имя бойца, погибшего на войне, сказать, когда и где погиб, где похоронен (спросить у родителей, соседей, знакомых, можно взять информацию из газет, радио, Интернета);
    - предложить ребятам, умеющим выразительно читать, выучить стихотворения из текста сценария;
    - поручить нескольким студентам подготовить презентацию и музыкальное оформление классного часа;
    - подготовить и написать высказывания по теме классного часа.

    Оборудование:
    1.Мультимедийный проектор
    2.Компьютер
    3.Экран

    Оформление: георгиевские ленточки, плакаты, воздушные шары.

    План классного часа:
    1.Вступительное слово.
    2.Чтение стихотворения С.Гудзенко «Моё поколение».
    3.Рассказ о создании студии М. Грекова.
    4.Рассказ ребят о героическом подвиге защитников Брестской крепости.
    5.Живое исполнение песни «Катюша».
    6.Рассказ студентов о подвиге панфиловцев.
    7.Чтение студентами фронтовых писем.
    8.Чтение стихотворения «Жди меня» К.Симонова.
    9.Исполнение сценки «Фронтовое письмо».
    10.Рассказ о Сталинградской битве.
    11.Рассказ об орденах и медалях ВОВ.
    12.Рассказ об окончании Великой Отечественной войны.
    13.Долг памяти. «Солдаты Победы».
    14.Минута молчания.
    15.Анализ эпиграфа классного часа.
    16.Подведение итогов.

    1. Вступление

    Здравствуйте! Снова наступила весна, снова приходит на нашу землю великий День Победы. Сегодня этот день приходит уже в 65-й раз. Раньше это был день, когда друзья-однополчане могли встретиться, вспомнить о былом, помянуть боевых товарищей, поделиться своими заботами. Но всё меньше и меньше ветеранов приходят на такие встречи: самым молодым участникам боевых действий уже за 80 лет.

    Как отметят этот день их потомки? Кто-то пойдёт на церковную службу, отстоит панихиду, кто-то соберёт за столом всю семью, чтобы помянуть деда, прадеда – есть такая традиция во многих российских семьях. Кто-то пойдёт на парад, посмотрит салют. А кто-то будет жить, не задумываясь о том, чем этот день отличается от других весенних дней. А между тем, этот день особенный и для России, и для каждого из нас. Как вы думаете, почему? (Ответы ребят).

    9 мая – это особый день. Это и день торжества, и день памяти. Во всех православных храмах пройдут поминальные службы в память о воинах, павших на полях сражений.

    На таких службах всегда много людей – старые и молодые, женщины и дети, богатые и бедные, люди разных национальностей – всех их объединяет общее горе и общая память о той страшной войне. Но и тот, кто не ходит в храмы, для кого эта война уже стала далёкой историей, тоже – хотя бы на миг обязательно вспомнит слёзы мамы, бабушек, дедушек, когда услышит знакомый дикторский голос: «Наступает минута молчания…»

    (Включается метроном, один из ведущих читает стихи С.Гудзенко).

    Чтец. Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.
    Мы пред нашим комбатом, как пред Господом Богом, чисты.
    На живых порыжели от крови и глины шинели,
    На могилах у мёртвых расцвели голубые цветы,
    Расцвели и опали… Проходит четвёртая осень.
    Наши матери плачут, и ровесницы молча грустят.
    Мы не знали любви, не изведали счастья ремёсел,
    Нам на долю досталась нелёгкая участь солдат.

    Классный руководитель. «Моё поколение» – так назвал это стихотворение поэт-фронтовик Семён Гудзенко. Мы в вечном долгу перед ними, потому что за нашу жизнь они заплатили своими страданиями, своей кровью. И отдать этот долг мы можем только памятью и уважением. Наш сегодняшний классный час «Воинская слава России» – лишь малая крупица этого долга. Мы вспомним ещё раз защитников, их подвиги, и как об этом рассказывали художники-баталисты.

    2. Рассказ о создании студии М. Грекова

    Сегодня мы посмотрим на события Великой Отечественной войны глазами художников – баталистов и художников – воинов. Баталисты – это художники, главной темой творчества которых являются военные сражения. Родоначальником баталистов был Митрофан Борисович Греков, очень часто поэтому советских художников – баталистов называли «грековцы». (Презентация – портрет М.Грекова).

    Практически в каждом солдатском клубе, в Доме офицеров, в частях и на кораблях можно видеть согревающие душу и так выразительно говорящие о любви к Родине картины, выполненные художниками – «грековцами». Лучшие произведения мастеров студии экспонируются в известных музеях и государственных учреждениях страны: Государственной Третьяковской галерее, Государственном Историческом музее, Центральном Музее Вооружённых Сил, Большом Кремлёвском Дворце, Доме Правительства России.

    Студия была создана 29 ноября 1934 года по идее выдающегося мастера русской советской живописи Митрофана Борисовича Грекова. Он собрал вокруг себя уникальный творческий коллектив, которых объединяла идея служения своим искусством Отечеству. (Презентация – картина №1 «Групповой портрет художников»).

    Студия военных художников имени Грекова сегодня – это уникальный творческий коллектив, не имеющий аналогов в мире, где под одной крышей работают 30 мастеров. Все они – яркие, творческие индивидуальности и профессионалы своего дела, их объединяет идея служения своим искусством Отечеству.

    Чем дальше уходят от нас годы Великой Отечественной войны, тем более ценными представляются произведения художников – баталистов, созданные в суровой фронтовой обстановке. До нас дошли многие картины, которые сегодня мы и увидим вместе.

    3. Героический подвиг защитников Брестской крепости.

    Ранним воскресным утром 22 июня 1941 года в 4 часа 15 минут на город Брест упали тысячи фашистских снарядов и бомб. Героический подвиг совершили пограничники Брестской крепости. Именно они первыми испытали на себе удар немецкой армии. Наступил момент, когда оставшаяся горстка бойцов, выйдя из крепости, пошла в последнюю атаку. Эти великие минуты подвига изображены на картине заслуженного художника РСФСР Николая Яковлевича Бута «Последняя атака» (Презентация – картина №2 «Последняя атака» Н.Я.Бута).

    Яростно бьёт пулемётчик, рушатся стены, казалось, камень не может устоять, но сила духа бессмертна.

    Чтец 1. Уходили ребята, и не жди их обратно,
    Уходили, растаяв, словно звёзды во мгле,
    Но оставили правду, настоящую правду,
    Неизменную правду на любимой земле…

    Чтец 2. Уходили ребята, словно дым в поднебесье.
    Будут степи в цветенье, будет небо в заре,
    И оставили песни, пусть не громкие песни,
    Но хорошие песни на любимой земле.

    Живое исполнение песни «Катюша».

    4. «Подвиг панфиловцев».

    Враг рвался к Москве. Фашисты разработали тщательно продуманный план захвата столицы с кодовым названием «Тайфун». О битве за Москву писали стихи поэты, мемуары – военачальники, а картины – художники-баталисты. (Презентация – картина № 3 «Подвиг панфиловцев» художника В.Памфилова. На протяжении рассказа звучит песня «Песня о 28 панфиловцах»).

    На картине В.Памфилова «Подвиг панфиловцев» изображён бессмертный подвиг 28 героев Панфиловской дивизии, которые погибли, но не пропустили фашистов к Москве. Политрук дивизии Василий Клочков сказал слова, ставшие знаменитыми: «Велика Россия, но отступать некуда. Позади Москва!»

    5. «Письма войны – завещание отцов».

    Фронт и тыл – неразрывная нить, которая шла через всю войну. Картины художников Александра Ивановича Лактионова и В.Сафронова написаны в разное время, но как схожи их темы «Письмо с фронта» и «Солдатское письмо». (Презентация – картина № 4 «Письмо с фронта» В.Сафронова). Сколько таких писем шло в далёкие уголки нашей Родины, в малые и большие города. Их ждали, надеялись. В рязанских и сибирских деревнях, на уральских заводах плакали матери, жёны, невесты, дети.

    Стукнет калитка, замрёт сердце, прошуршат шаги по дорожке к дому, и зайдёт почтальон. Их ждали всю войну и даже после войны.

    Чтец. Стихотворение «Жди меня» К.Симонова.

    Жди меня, и я вернусь,
    Только очень жди,
    Жди, когда наводят грусть жёлтые дожди,
    Жди, когда снега метут,
    Жди, когда жара,
    Жди, когда других не ждут,
    Позабыв вчера.
    Жди, когда из дальних мест
    Писем не придёт,
    Жди, когда уж надоест
    Всем, кто вместе ждёт.
    Жди меня, и я вернусь,
    Не желай добра
    Всем, кто знает наизусть,
    Что забыть пора.
    Пусть поверят сын и мать
    В то, что нет меня,
    Пусть друзья устанут ждать
    Сядут у огня.
    Выпьют горькое вино
    На помин души…
    Жди. И с ними заодно
    Выпить не спеши.
    Жди меня, и я вернусь
    Всем смертям назло,
    Кто не ждал меня,
    Тот пусть скажет: «Повезло».
    Не понять не ждавшим им,
    Как среди огня
    Ожиданием своим
    Ты спасла меня.
    Как я выжил, будем знать
    Только мы с тобой,
    Просто ты умела ждать,
    Как никто другой.

    По письмам можно восстановить многие судьбы, мысли, поступки тех, кто их писал. «Письма без марок» – так называли эти треугольники. Сейчас вместе прочитаем те письма с фронта, которые были такими долгожданными в те годы. Вслушайтесь внимательно в них, и вы поймёте, как и чем жили ваши прадедушки и прабабушки в то сложное время, что для них было самое главное в жизни, что они завещали в тылу и нам, поколению XXI века.

    Появляется мальчик в военной форме, присаживается на пол, пишет письмо.

    Ты прости, что письмо,
    Торопясь, отрываясь, небрежно
    Я пишу, как мальчишка, – дневник
    И как штурман – журнал…
    Вот опять начинается…
    Слышишь, во мраке кромешном
    С третьей скоростью мчится
    Огнём начинённый металл?
    Ты не знаешь, мой друг, что такое война…
    Это вовсе не дымное поле сражений,
    Это даже не смерть и отвага. Она
    В каждой капле находит своё отраженье.
    Это изо дня в день лишь блиндажный песок
    Да слепящие вспышки ночного обстрела,
    Это боль головная, что ломит висок,
    Это юность моя, что в окопах истлела.

    6. Сталинградская битва.

    В конце 1942 года последовал выезд большой группы «грековцев» в Сталинград, где шли ожесточённые бои. В составе группы были: Г.Прокопинский, И.Лукомский, С.Годына, В.Медведев, П.Кирпичев, Е.Комаров. Переправившись через Волгу, художники оказались в расположении легендарной 62-й армии, девизом которой было: «Ни шагу назад, стоять насмерть!» (Презентация – картина № 5 «Сталинградская битва» И.Лукомский).

    Прокопинский и Беляев были ранены. Николаю Яковлевичу Беляеву ампутировали правую, рабочую руку. Жизненный пример художника достоин легенды. Он научился писать левой рукой, и долгие годы оставался одним из признанных и любимых московских художников.

    Везде, где шли бои: на Мамаевом кургане, в цехах завода «Красный Октябрь», на улицах города, когда земля содрогалась от разрывов снарядов, рядом с героическими защитниками города трудились художники.

    Среди работ этого периода особое место занимает галерея портретов героев Сталинградской битвы, созданная И.Лукомским. В его мастерской, расположенной в блиндаже под крутым берегом Волги, углем и кистью были выполнены многочисленные портреты участников битвы.

    А между тем шёл последний год войны. Художники, как и раньше, вместе с войсками шли вперёд, но теперь они шли, освобождая Европу от фашистов по направлению к Берлину. Рисунки и живописные этюды этого периода отличаются особой остротой восприятия.

    На наших глазах становятся историей сотни этюдов боевого пути «грековцев», пути, который привёл к Берлину.

    Чтец. Когда это будет, не знаю.
    В тени белоствольных берёз
    Победу Девятого мая
    Отпразднуют люди без слёз…
    Подымут победные марши
    Армейские трубы страны,
    И выедет к армии маршал,
    Не видевший этой войны…

    7. Ордена и медали ВОВ.

    Награда – это признание заслуг человека, его полезной деятельности, благородных поступков. Это знак отваги и мужества, проявленный в трагические для нашей страны годы. Во время Великой Отечественной войны отмечался небывалый подъём патриотических чувств большей части населения страны и армии. Нередко патриотизм подталкивал людей на совершение героических поступков. За период войны было учреждено большое количество орденов и медалей, некоторые из них имели по несколько степеней. (Презентация – Ордена и медали). Среди орденов, учреждённых в годы Великой Отечественной войны, различались награды для командного состава, такие как ордена Александра Невского, Богдана Хмельницкого, Кутузова, Суворова, Нахимова, Ушакова, а также награды для рядового состава, такой, как Орден Славы. После окончания войны ещё в течение длительного периода времени производились награждения незаслуженно забытых героев боёв и таким образом оставленных без наград.

    Чтец. На груди ордена,
    На висках седина,
    Позади боевые походы.
    Не грусти, старшина,
    Что украла война
    Наши лучшие юные годы.
    Снятся Днепр и Моздок,
    И тревожный гудок,
    Снятся нам штыковые атаки.
    На висках седина,
    За окном – тишина.
    Пусть она никогда не взорвётся!
    Пусть пришла седина,
    Но осталась страна,
    Что великой Россией зовётся.

    8. Это сладкое слово «ПОБЕДА».

    Ожесточённые бои, шедшие в предместьях и на улицах города Берлина, зафиксированы в замечательных рисунках В.Богаткина, В.Медведева, Б.Неменского, Г.Хропака, К.Катайки, П.Глобы, Г.Прокопинского, в тончайших живописных этюдах Н.Денисова.

    Обосновавшись в полуразрушенных домах, в дни самых ожесточённых схваток выходил на этюды с мольбертом Пётр Александрович Кривоногов. А когда наши солдаты ворвались в здание Рейхстага и водрузили на нём Знамя Победы, П.Кривоногов сделал с натуры несколько этюдов к своей будущей картине «Победа». (Презентация – картина № 6 «Победа» П.Кривоногов).

    1418 дней и ночей шла Великая Отечественная война, но пришёл долгожданный радостный день – День Победы. На картине Владимира Фёдоровича Штаниха изображён этот день. (Презентация – картина № 7 «Праздник победы 9 мая 1945 года» В.Штаних).

    65 лет тому назад 30 артиллерийских залпов из тысячи орудий возвестили миру о победе советского народа над фашистской Германией. Москва салютовала своим вооружённым силам в честь события, которое навеки останется в памяти всех живущих на Земле.

    Но этот праздник со слезами на глазах, потому что среди нас нет тех 27 миллионов советских людей, которые не пришли с войны. Очень дорого заплатил наш народ за эту победу. Вспомнить всех поимённо невозможно – их миллионы, погибших, пропавших без вести, умерших от ран, в немецком плену. Если за каждого погибшего во второй мировой войне объявить минуту молчания, мир замолчит на 50 лет. Но если бы каждый из нас в святой День Победы вспомнил хотя бы одно имя, то по всей России не осталось бы забытых солдат. Давайте вспомним погибших, назовём имена, сражения, даты.

    (Ребята по цепочке встают, называют имена погибших солдат, дату и место гибели и захоронения и зажигают свечу).

    Звучит песня «Журавли».

    Чтец. Они к нам не придут, не постучат,
    И всё ж, хотя нам это всё известно,
    Мы за столом для них оставим место,
    Нальём бокалы им… Пускай стоят!

    Чтец. Мы – внуки их, нам больше повезло,
    Мы – будущее их, нас миновало…
    Зато как после нам их не хватало
    И как без них нам было тяжело!

    Чтец. Не ждут их больше матери назад,
    Состарились их жёны и невесты.
    Под мирным небом всходят повсеместно
    Цветы и травы, где они лежат.

    9. Минута молчания.

    Классный руководитель. Предлагаю почтить память павших в Великой Отечественной войне минутой молчания.

    (Звучит музыка, все ребята встают).

    Прошу садиться.

    К сожалению, из смерти обратной дороги нет. Но есть мы, живые. И наша обязанность – помнить, какой ценой завоёван мир, какой ценой завоёвана наша Победа!

    Чтец. Победа сладка, говорят…
    Ты о ней спроси у солдат.
    Гулкий пламень, глаза бессонные,
    На губах – кровяной привкус…
    Пот и слёзы, и кровь – солёные:
    У Победы – солёный вкус!

    Чтец. Прошла война, прошла страда,
    Но боль взывает к людям:
    «Давайте, люди, никогда
    Об этом не забудем!»
    Пусть память верную о ней
    Хранят, об этой муке,
    И дети нынешних детей,
    И наших внуков внуки.

    Классный руководитель. Прочитайте слова русского писателя Фёдора Абрамова: «Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю». Вот поэтому и празднуют День Победы по всей России, поэтому и вспоминают героев, места боёв, поэтому и восстанавливают захоронения павших воинов. Это нужно не мёртвым, это нужно живым. Чтобы оставаться народом, нужно сберечь свою память.

    (Звучит песня «День Победы»).

    10. Подведение итогов.



    Источник: elena.credcol.ru
    Просмотров: 634 | Добавил: gought | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0