Мой сайт
Главная | | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » 2014 » Июль » 28 » Образ ивана 4 в искусстве. Портал-Credo.Ru
    10:50

    Образ ивана 4 в искусстве. Портал-Credo.Ru





    Личность царя Ивана Грозного остается актуальной в современной России, где до сих пор так и не решены проблемы власти. А идею русской власти во многом сформировал именно он, Иван IV. В православии существует целое течение, которое добивается канонизации грозного царя. И на все разговоры о том, что нельзя вписывать в святцы виновника смерти свт. Филиппа, организатора опричнины и многоженца, они отвечают сурово насупленными бровями.

    Впрочем, монография Натальи Мутьи об этом - и не об этом. Потому что она посвящена эволюции образа Ивана Грозного в русском искусстве. А русское искусство в разные времена видело в царе то одни стороны, то другие. И говорило языком живописи, скульптуры, театра, литературы, кинематографа о вещах, часто к исторической эпохе отношения не имеющих.

    Книга состоит из трех глав, введения и заключения. В первой главе рассказывается о произведениях искусства до середины XIX века. Начинается обзор, естественно, со времени жизни самодержца. Исследователь напоминает, что в честь рождения будущего царя был возведен храм Воскресения в Коломенском, в честь взятия Казани – собор Василия Блаженного на Красной площади. По иконам XVI века можно представить себе облик молодого царя и его супруги Анастасии. В клейме одной из икон (иллюстрация приведена в книжке) хорошо видна фигура юного правителя Руси в шапке Мономаха, парчовом платье и ярко-красных сапожках, а в группе женщин, стоящих позади бояр и царя, выделяется женская фигура с младенцем на руках.

    Иван Грозный известен своим литературным творчеством. От него остались интересные духовные и светские сочинения. Среди первых – молитвы Божией Матери и святителю Петру об избавлении от безбожных агарян. Среди вторых – письма к князю Андрею Курбскому.

    Иван Грозный был знатоком церковного пения. В рукописях XVII века сохранились две стихиры на его слова. Об этом можно судить по надписям "Творение царево". Известно, что иногда Иван Грозный выступал под псевдонимом. Так, канон "Ангелу Грозному воеводе" царь подписал именем Парфения Юродивого. В середине XVI века появляются исторические песни: о взятии Казани, о завоевании Сибири Ермаком, о событиях личной жизни Ивана Васильевича.

    XVII век вносит оценочные понятия в характеристику личности Ивана. Народ, словно забыв о трагедиях прошлого века, прославляет устами "калик перехожих" время его правления. XVIII век не очень интересуется самодержцем, хотя именно тогда родилось сравнение Ивана IV и Петра I.

    Новый всплеск интереса к образу царя происходит в начале XIX столетия. В искусстве классицизма – в литературе, живописи, скульптуре – Иван Грозный показан как национальный герой: он покоритель Казани и объединитель державы. В искусстве романтизма на первый план выходит тема подвига народа в борьбе с иноземными захватчиками. Иван Грозный обрастает противоречиями, характерными для романтической личности.

    Вторая глава монографии посвящена второй половине XIX века. Исследователь отмечает, что на развитие образа царя сильно повлияла историческая наука. 70-е годы, благодаря оперному искусству, подарили нам эпический образ Ивана Грозного. В то же время создаются произведения, богатые аллюзиями на современность. Но уже в 90-е годы происходит эстетизация: царственная жестокость, обыгранная в произведениях искусства, не ужасала, а привлекала и искушала.

    Третья, заключительная, глава посвящена искусству XX столетия. Идеологический историзм сталинского извода кромсал прошлое в угоду линии партии и правительства. Сталинское время возводит Ивана Грозного в ранг великого деятеля, преобразователя государства. В годы Второй мировой войны к идеологии подверстывается и патриотизм. Популярной темой становится борьба Ивана Грозного с Ливонией, которую ассоциировали с борьбой против фашистских захватчиков.

    Хрущевская оттепель, развенчавшая культ личности, низводит с пьедестала и Ивана Грозного. Этот процесс продолжился и в брежневский застой. Вспоминается знаменитая лента Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию", в которой Грозный превращен в комического актера.

    В постсоветское время интерес к фигуре российского самодержца сохранился. Причем он затронул не только светские, но и церковные сферы. Неслучайно, что в культовом фильме Павла Лунгина "Царь" снялся священник Иван Охлобыстин.

    В заключение скажем, что главными источниками для написания монографии послужили собрания живописи и графики, театральных эскизов музеев Москвы и Санкт-Петербурга, документы Российского государственного исторического архива.

    Нельзя обойти стороной и филологический аппарат издания: книга снабжена подробной библиографией, а также хронологической таблицей "Иван Грозный и его эпоха в произведениях отечественного искусства и историографии XIX - начала XXI в."

    Борис Колымагин,
    для "Портала-Credo.Ru"



    Источник: www.portal-credo.ru
    Просмотров: 394 | Добавил: gought | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0